Среди моих друзей-предпринимателей есть те, кто открыл частные школы, чтобы иметь возможность самим подбирать преподавателей и программы и создавать среду, где дети будут учиться с увлечением и интересом. И, кстати, в мировых рейтингах лидируют именно частные образовательные учреждения. Считается, что у них больше ресурсов и возможностей, чем в государственных, бюджетных организациях. Если, конечно, у них есть авторитет, и студенты готовы оплачивать обучение, а успешные выпускники - поддерживать альма-матер
На Съезде Частного образования России, который прошел как расширенное заседание Экспертного совета Госдумы РФ, коллеги делились своими успешными проектами. В Москве 50 000 человек учится в частных НКО, объединенных в Ассоциацию АсНООР, в Санкт-Петербурге - 11 000 учеников, в Самаре 11 школ и др. На съезде выступал Отец Дмитрий - от лица секции православных образовательных организаций, куда входит 280 православных образовательных учреждений: школы, детские сады, ДПО, колледж. Это не "приходские", а общеобразовательные школы, имеющие высокий рейтинг поступления выпускников в ВУЗы
Университеты РосНОУ, Иннополис, Реавиз - входят в рейтинг вузов БРИКС
Говорили о том, что наша российская система обучения, особенно в точных дисциплинах, лучшая в мире: математики побеждают в международных олимпиадах, в университетах создают беспилотники и экоскелеты. Программа "Космические технологии в школе" дает возможность прямо на уроке, в реальном времени получить изображение со спутника
Но говорили также и о проблемах. Например, зарубежные университеты могут получать от своей интеллектуальной собственности до 80% дохода, в то время как у нас в стране более 10% запрещено законодательством
В условиях противостояния между "частным" и "государственным" секторами образования, "частников" часто обвиняют во всех смертных грехах, и доказывая эффективность своей системы образования, они тонут в бюрократических мониторингах и отчетах. Работодатели заинтересованы в получении подготовленных кадров, владеющих новыми технологиями, но ВУЗы должны отчитаться о показателях "наукометрии", а не о том, что нужно рынку труда
АсНООР ставит перед ГосДумой вопрос о выводе частного образования из категории "услуг", т.к. образование и воспитание - это "производство" важнейшего человеческого ресурса. Услугу клиент может выбрать по своему усмотрению, а в образовании складываются отношения субъект-субъектные, т.е. результат зависит от обеих сторон. К тому же, независимо от юридической формы учреждения, в образовании есть стандарты, обязательные для всех. Поднимался вопрос о частно-государственном сотрудничестве.
Полезным была выступление юриста АсНООР, о новых требованиях и Указах, на что нужно обратить внимание, и какие тенденции просматриваются в действиях регулятора
Впечатлили яркие примеры успешных школ и университетов. И хотелось бы, чтобы во всех этих противоречивых обстоятельствах, образование приносило действительно радость открытий и давало толчок к дальнейшему профессиональному и личному росту