-
- Буквы я вижу. но прочитать не могу! - воскликнула женщина.
- Буквы я вижу. но прочитать не могу! - воскликнула женщина. Она смогла прочитать текст, когда надела очки.
А вот некоторые пациенты Оливера Сакса, известного невролога, потеряли способность различать буквы и цифры не потому, что не видят их - с точки зрения офтальмологии нарушений зрения у них нет, - а по причине дистрофических изменений к затылочных долях коры головного мозга.
Сакс описывает, например, женщину-музыканта, которая перестала распознавать ноты. Вернее, она их видела, но они перестали складываться в мелодию. Сначала она еще выступала, играя по памяти, но постепенно утратила способность анализировать и интегрировать визуальную информацию. Не могла смотреть на ноты, не узнавала предметы. Она пыталась скрыть это от друзей, и имея веселый нрав, считала, что вполне нормально справляется.
В своей кухне она сортировала предметы по цветам, которые продолжала различать. Но стоило переставить тарелку с пирожными в другое места, как женщина ее теряла, и даже не могла понять, куда смотреть, чтобы увидеть.
Сакс также описывает пациентов с прозопагнозией — «слепотой на лица». И это не такое уж редкое нарушение. Коллеги рассказывали мне, что тоже сталкивались с такими явлениями: когда пациент видит отдельно очки на лице собеседника, отдельно нос, глаз, рот... И только с большим усилием, и то не всегда, может собрать эти элементы в единый образ. Таким людям приходится узнавать близких по голосу, походке, манере говорить.
Один пациент рассказывал, что он узнает своих соседей по их собакам, а лица людей не различает
Книга О.Сакса "Глаз разума" рассказывает и о других видах "слепоты", когда глаза видят, а мозг не может определить, что это. Он описывает случаи "остаточного зрения" и полной слепоты, которая настигла человек в зрелом возрасте. И это не просто собрание редких неврологических случаев. Это истории о том, как мозг способен выстраивать альтернативные маршруты, чтобы приспособиться к новым условиям, даже когда привычный способ «видеть» больше не работает.
Эта книга заставляет глубже взглянуть на адаптивные возможности и сложнейшую работу мозга. Друзья, рекомендую к прочтению.