-
Конец пары очков ... Недавно вдруг задумалась, что у внуков есть шанс дожить до 2100 года.
Конец пары очков ...
Недавно вдруг задумалась, что у внуков есть шанс дожить до 2100 года. Какой будет их жизнь, невозможно даже представить. Мы уйдем, это неизбежно. Что останется после нас? Хочется верить, что в скором времени свалки исчезнут, и на их месте появятся перерабатывающие мусор заводы. И я заметила, многие уже сейчас убирают за собой поляну после пикника и шашлыков.
И тут наткнулась в MAFO на статью о переработке и вторичном использовании очков. Вы когда-нибудь задумывались, как их утилизировать, и какое это влияние оказывает на экологию?
В Германии, например, в Ассоциации оптиков и оптометристов дают адреса, куда можно сдать старые очки, и они будут отправлены в страны Африки, где оптометрическая помощь развита еще не так хорошо. Сомневаетесь, что очки с астигматизмом могут подойти кому-то другому? Не все такие гурманы, чтобы чувствовать аберрации в линзах. Помню смешную историю с прогрессивными очками. Мать нашей коллеги увезла с собой "прогрессивы" в таежный поселок. Дочь звонит по телефону: "Ну, как?" Мать отвечает:"Хорошие очки! Все померили. Всем подошли!"
Если же говорить об утилизации очков, с точки зрения экологии, то металлические рамки оправы было бы полезно сдавать в металлолом, чтобы сохранить ресурсы первичной руды. Но никто, пока не требует этого от пользователей очков.
По оценкам Европейского института меди (ECI) в Брюсселе в 2014 году, запасы меди, закончатся через 50 лет. Изготовление металлических деталей оправ из сплавов, (например, монель - сплав никеля и меди), где процент чистого металла снижается, уже позволяет экономить природные ресурсы. Кроме того, ECI способствует использованию медных сплавов из вторичных источников. Это касается и других металлов.
На перерабатывающем заводе поступающие отходы первоначально сортируются на шейкерах с помощью магнитов, таким образом, оправа для очков будет выловлена.
Пластиковые же линзы, из термореактивных материалов, не могут быть использованы вторично. Это не плавкий и нерастворимый полимер. При нагревании он разрушается или горит.
И если пластиковые части металлической оправы (заушники, носовые упоры) покрытые, например, ацетатом целлюлозы, горят в основном до углекислого газа и водяного пара, то пластиковые линзы являются более проблематичными, так как компоненты их пластиковой матрицы в сочетании с хлором из общих отходов могут давать диоксины и фураны. Для их сжигания требуются высокие температуры, выше 1200 градусов. Высокие температуры, в свою очередь, имеют побочный эффект от образования оксидов азота. При переработке очковых линз остаются двуокись серы, сульфидные остатки и взвешенные частицы, по этой причине устанавливаются несколько уровней фильтров, сепараторов, аммиачных каталитических крекеров для удаления оксидов азота и фильтры с активированным углем, через которые должны пройти все газы, прежде чем пары воды и углекислый газ покинут дымоход.
Углекислый газ, как мы помним, входит в состав атмосферы земли. Его концентрация незначительна - от 0,02 до 0,04%. Являясь "парниковым газом", углекислый газ влияет на климат планеты. Специалисты рассчитали, что 12 граммовые очки из полиамида во время сгорания выделяют 28 г СО2. Увеличение концентрации СО2 приводит к активизации фотосинтеза и ускорению роста растений.
В отличие от реактопластов, термопластичные материалы очковых линз (поликарбонат, полиамиды), при нагревании переходят в вязкотекучее состояние, а при охлаждении снова затвердевают. Они годятся для формования и вторичного использования в новых изделиях. Возможно, в перспективе будут созданы центры сбора очков для их повторной переработки. А вы готовы к такому будущему?